Как выбрать тему для блога. Мой опыт и рекомендации
11 января 2018
  • Прочитали - 1580
  • Комментарии - Link
img
Мнение

После того, как с платформы Livejournal мой блог переехал на персональный сайт, у него появилось позиционирование. Раньше определяла себя как «лайфстайл»-блогер, то есть писала понемногу обо всем. Но со временем это начало мне мешать — нужно было определиться в интересных мне тематиках, в которых хочу со временем стать экспертом. Иногда читатели, которые тоже хотят вести блог, спрашивают, как выбрать концепцию блога. Делюсь своим опытом.

Если вы любите писать, проблемы с выбором темы будут возникать не так часто. Можно сразу выбрать для себя тактику «что вижу, о том пою» и не заморачиваться. А можно выбрать основную тематику и несколько дополнительных, таким образом спозиционировав себя. 

Четкая концепция блога, на мой взгляд, — более перспективный путь. Вот несколько его преимуществ: 

  1. Определенная тематика блога позволит вам со временем стать в ней экспертом. А быть экспертом в чем-то одном лучше, нежели быть никем всюду.

  2. Занимаясь одной-двумя тематиками, вы быстрее завоюете авторитет у читателей. Они будут знать, у кого искать информацию и начнут отправлять к вам своих знакомых, которые интересуются тем, о чем вы пишете и в чем разбираетесь. 

  3. Вам будет проще знакомиться с источниками информации экспертами в вашей теме. Со временем обрастете связями и будете быстро и оперативно получать эксклюзивную информацию. Быть быстрее СМИ — это круто и возможно :)

  4. Вам не придется ломать голову над темой очередного поста. Если есть общая тематика и вы в ней все время «варитесь», идеи для текстов и проектов будут приходить сами. 

  5. Если ваш блог, в том числе, коммерческий, рекламодателям будет проще сориентироваться на рынке. К вам будут обращаться те, кто идеально попадает в вашу тематику и, соответственно, в целевую аудиторию. Это сделает сотрудничество с брендами продуктивным. Избавит вас от приглашений на мероприятия, которые вам не интересны и даст пропуск на все мероприятия по вашей теме. А ходить или нет, уже дело ваше. 

Как выбрать тематику, если интересно и одно, и другое, и третье? 

«Лучше всего писать про то, что вас действительно цепляет. Лучшая тема — та, которой вы готовы заниматься даже без оплаты, в свое удовольствие», — говорю я тем, кто просит проконсультировать насчет ведения блога. «Но как выбрать? Мне так многое интересно!» — часто слышу в ответ. Это не беда, хуже, когда ничего не интересно по-настоящему. А когда интересны и автомобили, и взаимоотношения, и котики, можно постепенно развивать разные темы, или заниматься ими постепенно. Два года писать про котиков, два — про путешествия и так далее. Со временем станет понятно, что стоит делать именно именно для текстового блога (не все темы подходят для текстов. Нужно думать также про формат и площадку).

Когда нужно было определись с тематиками для блога, первое, что я сделала — написала свои интересы на бумаге и три раза отфильтровала, оставляя только то, чем горю. После просмотрела свои статьи и блог на предмет того, о чем писала больше всего. 

Просматривала тексты и вспоминала, какие из них писать было наиболее интересно, что меня по-настоящему зажигает. Сверилась со списком своих интеерсов, составленным ранее. Получилось два слова: люди и Беларусь. 

С людьми решила делать проект «Моя среда. Один день с интересным человеком», а также время от времени брать интервью у неординарных персон. Люди — ключ ко всему. К тому же, интервью как жанр я люблю, он позволяет держать себя в журналистском тонусе (но интервью — не формат большинства текстовых блогеров, потому что его нужно уметь делать). 

С Беларусью было сложнее, нужно было определиться, что конкретно нужно рассказывать читателям о нашей стране, ведь написано многое, да и мне не все интересно. Мне всегда нравилось ездить в глушь, общаться с людьми и искать интересные места для отдыха. Еще будучи в ЖЖ, ездила в «Ислочь парк», начала искать отзывы о нем в блогах и не нашла ничего. Проанализировала нашу блогосферу, залезла на десяток туристических порталов и поняла, что про отдых в агроусадьбах пишут очень мало. 

«Интересно ли мне делать обзоры агроусадеб? Готова ли я тратить деньги на отдых в них, чтобы делать обзоры?» — задала я себе вопросы. Ответила утвердительно. Так появилась первая подтема — агроусадьбы. 

Вторая подтема родилась благодаря сЛучаю :) После экскурсии по костелу Святого Тадеуша, вернулась в агроусадьбу, куда поехала для отдыха и подготовки обзора, и начала изучать байнет на предмет информации про наши костелы. Поняла, что подробных материалов про костелы очень мало, единичные здания хорошо сняты снаружи и внутри. «Но у нас такие красивые костелы! Хочу сама увидеть самые красивые и рассказать о них другим!» — решила я тогда. 

Тестируйте темы в соцсетях на предмет читательского интереса 

Начала прощупывать почву в фейсбуке, писала о костелах, общалась с читателями. Сама не ожидала, что эти посты станут одними из самых популярных на странице блога в фейсбуке и в моем личном профиле.

Тогда и решила, что обязательно сделаю проект «Самые красивые костелы Беларуси». Недели две провела за изучением темы, составляя список красивых костелов и читая о них. Вышло 55 зданий. Работы на несколько лет :)

Только одна мысль о том, что мне предстоит увидеть столько красоты и рассказать о ней, наполняет меня радостью. Вопрос, нужно ли это читателям, не возникает. Я знаю однозначный ответ. 

Понимание того, интересна ли тематика, которой вы хотите заниматься, широкой аудитории, безусловно, важно. Если вы только начинаете вести блог, отклик будет вас дополнительно стимулировать и поддерживать. Но главным все же должен быть ваш личный интерес. Иначе погрузиться в тему и стать в ней экспертом не получится. 

Еще одна подтема выросла в проект «По городам Беларуси». Хочу объездить все белорусские города и сделать о каждом репортаж. Такая идея не нова — тексты о городах делают многие СМИ и блогеры. Но мне эта идея очень интересна, к тому же, как показывает практика, люди реагируют на такие исследования с интересом и благодарностью. Этого достаточно. Основные тематики, которые вы для себя определите, не загоняют вас в рамки и не означают, что вы не можете писать ни о чем больше. Они задают тон вашему ресурсу и определяют направление, концепцию, но можно писать и на другие темы, которые вас интересуют.

Любой текст найдет читателя. Если хочется писать, пишите, даже не определившись с тематикой 

Чтобы не превратить свой блог в туристический сайт, сразу решила, что буду время от времени писать на личные темы, рассказывать что-то интересное для читателей (про татуировки, смену имени и так далее), обозревать книги. Нравится мне кофе, люблю минские кофейни, почему бы не рассказать читателям о лучших из них?.. У ЛЮБОГО вашего текста будет читатель, даже если вы в сотый раз пишете про Браслав. Никогда не сомневайтесь, писать на какую-то тему или нет. Если вам есть что сказать и вас прет, пишите, но не забывайте о концепции блога, если она есть. Помнить о балансе нужно всегда. 

Подытоживая написанное: определенная концепция блога — это очень хорошо и правильно, но если вы просто хотите писать обо всем на свете, пишите, начинайте уже сейчас, а ваши темы со временем вас обязательно найдут.