Кореличи — Мир — Новый Свержень. Как я в поездку от Красного костела съездила
24 января 2019
  • Прочитали - 885
  • Комментарии - Link
img
Костелы Беларуси

Вы, наверное, уже поняли, что я тот самый турист, который обходит стороной организованные экскурсии, исследует все самостоятельно, планирует маршруты, ищет интересные места, людей и составляет маршруты для других людей. Таких большинство и среди моих читателей. Но я привыкла не замыкаться в своем уютном мире, выходить из зоны комфорта и подходить к исследуемой теме со всех сторон.

Я специализируюсь на внутреннем туризме по Беларуси, в частности, на изучении костелов. Мой знакомый ксендз Кирилл Бардонов, ныне викарий минского Красного костела, рассказал мне про группу паломников костела Св. Симона и Св. Елены «Спадарожнік». 

Ближайшая поездка была запланирована по маршруту Кореличи — Мир — Новый Свержень — Столбцы. И я решилась присоединиться. Поехать на большом автобусе с экскурсоводом. Что из этого вышло — в репортаже.

Местом встречи стал Красный костел. После молитвы и благословения от пробоща Владислава Завальнюка мы, окропленные святой водой, пошли в наш 50-местный автобус. В 7:30 утра выехали в Кореличи. 

С нами была экскурсовод Елена Волох. Она сразу начала рассказывать о местах, которые мы проезжали и о людях, связанных с этими местами. Экскурсия запомнилась мне не столько объектами, сколько людьми и солнцем. Очень люблю исследовать новые места не через стены, а через людей, которые творили историю. Елена Волох, похоже, придерживается того же мнения. Она очень много и интересно говорила про людей. Невозможно было не заслушаться.

Остановка первая. Кореличи. Костел 1938 года и бюст Яну Чечоту

Приехали в Кореличи. Вышли из автобуса между церковью и костелом. Сразу отправились в костел Матери Божьей Неустанной Помощи — на Имшу. После службы про храм рассказал отец Онуфрий, представитель Ордена св. Павла Первого Отшельника, Паулины (монахи этого Ордена в Беларуси в Кореличах и Гомеле). Хочу объяснить разницу между «отцом» и «ксендзом» — этого даже журналисты, которые пишут о Костеле, часто не знают. Если мужчина ушел в монастырь и принял таинство священства, к нему нужно обращаться «отец». Монах, который не является священником — «брат». Католического священника, который не в монастыре, нужно называть «ксендз».

Имша в костеле шла на польско-белорусском языке. Почти все молитвы читались по-польски, проповедь была на белорусском, все чтения и Евангелие тоже на белорусском. Видимо, как и во всей Гродненской епархии, люди больше привыкли к польскому языку и с неохотой воспринимают белорусский. Меня эта ситуация угнетает: не люблю молиться по-польски. Мне польского с головой в Польше хватает. Но людей можно понять — они просто привыкли, а мы как гости должны с уважением относиться к их образу жизни и молитвы. 

Итак, история костела Божьей Матери в Кореличах. Храм был построен в 1938 году. «Для строительства костела пригласили мастеров из Ивенца. Они построили его за три месяца», — улыбается отец Онуфрий. Уже в 1939 году костел закрыли и он простоял пустым более 50 лет… В начале 90-х годов, как и многие другие святыни в Беларуси, его вернули католикам. В 1992 году костел повторно освятил епископ Гродненской епархии Александр Кашкевич. С того времени сюда приходят верующие. 

В костеле привлекает внимание старинный алтарь 19 века. Он сюда был привезен из костела Казанской иконы Богоматери в поселке Негневичи. Алтарь целиком не поместился в пресбитериум, поэтому верхнюю часть поместили на хоры.

Слева от главного Алтаря — Алтарь Матери Божьей неустанной помощи. Молитва у этой иконы, по словам отца Онуфрия, исцелила уже не одного человека.

Выше — икона Сердца Иисуса. Внизу подпись. Говорят, ее оставил сам Папа Римский Святой Пий X…

После общения с отцом выходим из костела и перемещаемся в православную Петропавловскую церковь. По дороге снимаю кинотеатр «Комсомолец» (он же молодежный центр культуры), который гласит, что «искусство принадлежит народу».

Елена Волох рассказывает: «Миновав здание кинотеатра напротив, можно спуститься вниз по улице к берегу реки Рутка, где сегодня как и 200 лет назад возвышается бровар. Ныне он не в самом лучшем состоянии: пустует и медленно разрушается, а ведь время берет свое... Именно рядом с этим броваром, как полагают, некогда размещалась мануфактура гобеленов, основанная Михаилом Казимиром Радзивиллом Рыбонькой». Мы же приходим к церкви. Она старше костела — ей уже больше 150 лет. Храм стоит на удачном месте — купола видны с любой точки местечка.

Внутри — светло и приятно. Любуюсь ангелочками, которые спускаются с высокого купала храма.

Елена приглашает нас немного прогуляться — и мы идем за здание церкви в небольшой скверик, где наше внимание привлекает скромный памятник белорусскому поэту и фольклористу Яну Чечоту. Он родился на территории Кореличчины. Хорошо, что память этого значимого для белорусской истории личности увековечена хотя бы в таком скромном бюсте… 

Кстати, в Кореличах, чьи улицы названы исключительно на советский лад (площадь 17 Сентября, улица 8 марта, Октябрьская), нет памятника Ленину! Мы уже замерзли, поэтому вернулись в автобус и продолжили наш путь. Едем в Мир! По дороге Елена Волох заворожила нас рассказом про двух выдающихся людей, которые родились здесь, близ Корелич, — Бориса Кита и Петра Конюха. Знаменитого ученого в области астронавтики и «белорусского Шаляпина». Оба получили признание далеко от Беларуси. Не поленитесь, загуглите их имена и почитайте биографии этих выдающихся белорусов. 

Остановка вторая. Мир. Костел начала 17 века и часовня-усыпальница Святополк-Мирских

А мы едем в Мир. Первым делом посещаем Костел святого Николая. У него очень непростая судьба! Выглядит храм как заброшка, которую недавно начали реставрировать и восстановительные работы снаружи еще впереди. Так, собственно, и оказалось.

Для меня этот костел после его посещения запомнился не столько его историей, сколько людьми. Пани Мариной, которая работает при костеле, помогая ксендзу и самим ксендзом Александром. Они обращаются к парафиянам и гостям не иначе как «мои солнышки», много улыбаются и благодарят Бога за то, что святыня потихоньку, шаг за шагом восстанавливается.

Костел святого Николая — памятник архитектуры в стиле ренессанс с чертами оборонного зодчества. Я очень люблю храмы оборонительного типа, потому этот костел мне понравился сразу. Строился он с 1599 по 1605 годы по инициативе князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки. Автором проекта называют итальянского архитектора Джованни Бернардони.

Костел сохранился в первозданном виде, что для Беларуси большая редкость. 

За послевоенный период были разрушены два верхних яруса башен и две боковые круглые башенки. В 1990-м костел возвращен верующим, а в 2001 году начались реставрационные работы. Под пресбитерием (алтарем) была расположена просторная сводчатая крипта, в которой находилось около 30 захоронений, но в 1866 году крипта была зарыта.

Период возрождения костела начался в 2009 году, когда в приходе появился свой ксендз Александр, который и встретил пилигримов из Минска. Он и начал восстанавливать костел внутри. Алтарь, например, возобновляли по фотографии.

Интересный факт: у этого костела самый маленький приход в Гродненской епархии. Всего 68 человек — вместе с детками, которые ходят на занятия по религии. Вот такой милый костел с чертами оборонительного зодчества и очень приветливыми светлыми людьми находятся рядышком с Мирским замком. Не проходите мимо этой Святыни, она достойна вашего внимания!

На часах — обеденное время и мы отправляемся на обед в кафе «Дорога замков». Овощной салат (пересоленый), куриный суп-лапша, картошка с мясом в горшочках, чай — сытно и в целом вкусно.

После обеда часть людей с нашим экскурсоводом отправляется на экскурсию в Мирский замок, остальные остаются насладиться десертом и погулять по местечку. Я выбрала второй вариант, выпила кофе и отправилась немного полетать с «дроном». Много фото не получилось: был сильный ветер и моего малыша сносило, а на морозе техника разряжалась быстрее обычного… Сделала несколько кадров и на том хорошо :)

В Миру (именно так говорят местные, не «в Мире») мне было очень хорошо и уютно — в теплое время года здесь и вовсе красота, нужно будет приехать снова поваляться на травке с видом на замок! Когда подходила к замку, наконец выглянуло яркое солнце. Успела сделать несколько кадров — и небо снова затянуло.

Не буду пересказывать то, что рассказывала Елена про замок — ее рассказ был очень интересным, я заслушивалась и не хотела пропустить ни слова. Вообще пытаться пересказать экскурсию в тексте — дело неблагодарное. Поэтому пойдем в часовню-усыпальницу Святополк-Мирских, которая находится недалеко от замка. 

Она меня впечатлила! Часовня-усыпальница была построена по проекту архитектора Роберта Марфельда в 1904-1910 годах на средства Клеопатры Святополк-Мирской, освящена в честь святого Николая Чудотворца. 

В склепе были захоронены шесть членов рода Святополк-Мирских. С приходом советской власти церковное имущество было разграблено, часть удалось перевести в соседний храм. В послевоенное время в часовне разместили зернохранилище спиртзавода. Затем она долгое время находилась в запустении. В 2004 году были начаты реставрационные работы, которые были завершены к 1 декабря 2008 года, когда двери часовни были открыты для посетителей. В 2014 году были проведены первые службы: панихида и Божественная литургия. Сейчас службы здесь проводятся всего два раза в год. 

Наше внимание привлекли герб-картуш Святополк-Мирских и огромное мозаичное панно с изображением Христа Вседержителя. А еще мне очень понравились двери — не могла глаз от них отвести :)

Остановка третья. Новый Свержень. Костел 1588 года и мощи святой Фаустины

Следующая точка маршрута — деревня Новый Свержень Столбцовского района Минской области. Здесь мы исследовали костел и церковь. 

Немного истории. В 1575 году хозяином Сверженя стал Николай Радзивилл Сиротка, который в 1588 году основал здесь костёл Святых Петра и Павла, а в 1590 году — церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь здесь существовала с середины 14-го века. В ней крестили языческие племена литвинов, скрывавшиеся в пущах верхнего Понемонья в период завершения христианизации Великими Князьями Литвы Ягайло и Витовтом. В 1590 году церковь назвали «Успения Пресвятой Богородицы» и стали ошибочно считать эту дату годом строительства церкви. Каменная церковь же была возведена в 1743 году. 

Больше внимания мы, католические пилигримы, уделили костелу Петра и Павла. Пробоща не было, и храм нам открыл сотрудник Юрий, он же рассказал немного об истории Святыни. Спасибо большое. 

Перед нами — памятник архитектуры, построенный в стиле Ренессанс. В ряде старых источников есть упоминания, что этот храм строился в середине XVI в. как кальвинистский сбор. Однако сейчас многие историки белорусской архитектуры сходятся во мнении, что костёл был основан в 1588 году сразу как католический по инициативе Радзивилла Сиротки, бывшего известным борцом с протестантскими убеждениями своего отца Радзивилла Черного.

После подавления восстания 1863 года был закрыт властями, как и многие другие католические храмы на территории Беларуси. Возвращен верующим в 1901 году. После Второй мировой войны закрыт уже советскими властями. Вновь возвращен в 80-х годах прошлого века. В 1990 году отреставрирован и заново освящен. Юрий рассказал, что дубовые главный и боковые алтари в костеле сделали сын с отцом из Баранович в 80-е годы.

Наше внимание привлек боковой алтарь святой Фаустины. Рядом находится частичка ее мощей — настоящее сокровище для белорусов. 

Вот почему вам нужно знать про эту святую, польскую монахиню из Конгрегации Сестер Божией Матери Милосердия. Именно благодаря этой монахине у католиков появились следующие формы почитания Божьего милосердия: образ с надписью Иисус, уповаю на Тебя, праздник Божьего Милосердия в первое воскресенье после Пасхи, Венчик Божьему Милосердию и молитва в Его смертный час, именуемая молитвой в Час Милосердия.

Образ Иисуса, который мы видим в главном алтаре костела, был явлен святой Фаустине несколько раз. Она долго объясняла художникам, как изобразить его, в результате чего у нас есть икона, которую все мы знаем и почитаем. 

В этом костеле мне было особенно уютно и тепло. По энергетике это «мое» место. Когда мы выходили на улицу, Юрий включил перезвон колоколов, записанный на пленку. Каждый час костел пробивает время — прямо как Ратуша.

Вот такие интересные местечки и объекты мы посетили вместе с группой паломников костела Св. Симона и Св. Елены «Спадарожнік» и экскурсоводом Еленой Волох. Некий страх, преследовавший меня перед поездкой, растаял, я получила колоссальное удовольствие от изучения новых для себя костелов, от солнца, которое не оставляло нас в это холодное воскресенье, и от тишины — я никого не знала из группы и наконец-то смогла помолчать, только слушала и смотрела.